Открытый урок

Сайт - портфолио учителя МОУ "Аликовская СОШ им. И. Я. Яковлева" 

 Арсентьевой Галины Григорьевны

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

 

Тема урока:  Путешествие  по   океану Морфологии.

Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся о частях речи.

2. Совершенствовать навыки правильного безошибочного  письма с                              применением правил орфографии.

 3.Работать над  развитием  речи  учащихся.

                                    

Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы.

 

                                Ход урока:

 1. Организационная часть.

 

2. Объявление темы и цели урока:

Мы сегодня совершим путешествие по океану знаний под названием Морфология.

 

Перед вами океан с островами, а  сколько островов на этом океане и как же они называются?  Назовите их.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, предлог, союз, частица.

 

3. Чистопсание.

Подготовка к плаванию. Разминка.

Сс  Пп   Гг   Мм

- Что объединяет все эти буквы?

- На какие группы их можно разделить? (Зв – глух, парн – непарн, всегда мягкие)

Сегодня мы посетим большие острова  - остров Существительное, остров Прилагательное, остров  Глаголия.

 Для путешествия  берём  с собой большой запас знаний и хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода.

Когда шёл дождь, мела метель, то говорили,  что  на улице непогода, ненастье.

- погода – непогода   -определите орфограмму.

Разгадайте, какие слова, однокоренные данным, спрятались в схемах?

Погода,  …ка,  …ушка,    …ный, …  жий.

Теперь мы должны выявить капитана корабля. Для этого вам надо выполнить задание:

 

Назови слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка – как в слове захотел, суффикс – как в слове молоток.   (Заработок).

Кто первым правильно назовёт слово, тот будет капитаном корабля.


4.  На острове Существительных.

Итак, мы в Океане Морфологии,  у всех у нас в руках маршрутные листы, по нему мы будем ориентироваться  в океане, будем выполнять задания, вносить обозначения. Приближаемся к острову Существительное.

-Почему Существительное написано с большой буквы?

 

А.Внимание! Здесь ещё утро, некоторые обитатели ещё не проснулись. Прочитаем текст про себя, называем  морских обитателей.

Что общего у всех слов?

 

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.

 

Б.Назовите все существительные, определите род, число, падеж.

Что вы знаете об имени существительном?

 

В.Что означают данные слова?

Уста – __________________________
Очи – __________________________
Перст – _________________________
Чело – __________________________

 

Г.Запиши множественное число имён существительных.

Стул – ___________________
Ухо – ______________________
Чудо – _________________  
Ребенок – __________________
Человек – __________________
Телёнок – __________________

5. Остров Прилагательных.

Плавание продолжается.  Впереди остров Прилагательных. Но вот беда!  Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетания согласных, то один из этих согласных может теряться.

А.Прочитайте предложения, нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите.

Дуют ветры ярос?ные,

Гонят лодки парус?ные.

Выпишите данные слова. Какой частью речи являются?

-Что вы знаете об имени прилагательном?

Б. Вставь в пословицы слова большой – маленький.

___________ кораблю ___________ плавание.

. На _____________________ челне по _________________ озеру не плавают.

 

6.Остров Безграмоландия.

Смотрите вот ещё один остров!  Посмотрите, кто нас втречает? Это же пираты!  Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам текст, написанный ими. Вы должны это текст  редактировать. Тех, кто напишет с ошибками, пираты оставят на  свой  остров.

Марские жытели – извесные хитрецы. Они всегда лофко прячутся отсвоих врагоф.

Взаимопроверка.

7. Ф/м. 

Наша команда в полном сборе плывёт на  следующий остров.

8. Впереди остров  Глаголия.

А.Давайте  прочитаем текст и узнаем, что творится на морской глубине?.

На небольшой глубине можно увидеть целые подводные леса. Это морская капуста и водоросли. Здесь прячутся морские жители. Вот снует у камня морской ёж. Рядом ползут по дну за добычей морские звёзды и шустрые крабики. Качается на травинке морской конёк. Пёстрая камбала затаилась на илистом дне. Красив подводный мир.

Подчеркните глаголы.

Что вы знаете о глаголе?

Б. Закончи словосочетания.

По одёжке ___________, по уму ______________.

Не копьём ___________, а умом.

Чужим умом в люди не  _____________.

На деньги ума не__________.

 

В. «Когда так говорят?»

 Подберите и запишите глагол, который объясняет каждое выражение.

1. «Живут как кошка с собакой»

2.»Как в воду канул».

3) «Упасть лицом в грязь».

 

9. Подведение итога урока.

 Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают нам вопросы?

-Что обозначает каждая часть речи?

-Какие имеет постоянные свойства?

-Как изменяется?

-Каким членом предложения бывает?

 

10.Домашнее задание.

Вам дома составить карту  Океана Знаний или слайды про морских обитателей, используя дополнительную литературу или материалы из интернета.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".